Зачатки этого не совсем обычного жанра массовой культуры можно увидеть в европейской гравюре. Первый плакат- гравюра, где обнаженное женское тело было использовано в "рекламных целях", датируется 1491 годом. Эта, хоть и очень еще "сырая", но все-таки уже реклама бельгийского издания Tean d` Arras`s Historie de la Belle Melusine, изображает главную героиню, прини- мающую ванну. Интимность ситуации подчеркивается едва заметным прикосновением к обнаженной груди. Прототипы pin-up можно увидеть и в знаменитых сериях гравюр Вильяма Хогарта "A Harlot`s Progress" и "A Rake`s Progress". Если абстрагироваться от вульгарного контекста, отдельно взятые изображения женщин с легкостью можно принять за pin-up.
Несмотря на то что корни культуры pin-up лежат в традиции европейской иллюстра- ции, pin-up как самостоятельный жанр появился в Америке. Большинство американцев, живших в последней четверти XIX - первой половине XX в., не имели возможности посещать музеи и покупать книги по искусству. Единственным доступным видом искусства была иллюстрация.

Существовало два направления pin-up - рисованный и фотографический pin-up. Однако именно "рисованный" pin-up как жанр массового изобразительного искусства до настоящего времени остается не до конца "классифицированным" жанром. На протяжении нескольких десятков лет растиражированные красотки улыбались зрителю широкой беззаботной улыбкой независимо от "сложности" и пикантности стуации, в которой их застиг художник. Ни спадающее нижнее белье, ни резкий порыв ветра, обнажающий безупречные ноги столь же безупречной их обладательницы не могли смутить ее. Это было своеобразное щекотание - оно не обещало зрителю ничего конкретного, но все-таки приглашало его пофантазировать.

Возможно, вовлечение красотки в хорошо знакомый зрителю бытовой контекст помогло этому жанру сохранить баланс между романтическими мечтаниями и вульгарной эротикой и сделать его гиперпопулярным среди американцев. Кроме того, pin-up культивировал вполне определенный женский тип - сексапильной девушки, что вполне соответствовало амерканскому женскому идеалу.

Весь pin-up условно делится на три категории. Это собственно "pin-up", "glamour art" и "pretty girl".
Pin-up, пожалуй единственное направление этого жанра, которое несло в себе сюжетность. Это была, как правило бытовая сценка, где изображалась девушка, легкомысленно одетая; это мог быть купальный костюм, костюм для загорания, короткая юбка. Наиболее провакационным вариантом одежды было нижнее белье. Иногда девушка была обнажена, однако это было скорее исключение, чем правило.
Glamour art культивировало романтический женский тип. Часто это был портрет. Эта "очаровательная женщина" была одета в вечернее платье или в причудливую одежду, однако значительно менее открытую, чем pin-up.
Pretty girl - термин, означавший по сути то же самое, что и glamour, однако пименялся только по отношению к работам известных художников-иллюстраторов. Этот пд-жанр был популярен среди читателей таких известных журналов, как "The Satarday Evening Post"и "Cosmopolitan".

Среди журналов, которые поддерживали и пропагандировали pin-up, необходимо назвать следующие - "The Satarday Evening Post", "Liberty", "Ladies Home Journal", "Cosmopolitan", "Vogue", "Esquire".Даже такое солидное информационное издание, как "Time", опубликовало в 1941 году на обложке изображение Риты Нэйворд, написаное художником Джоржем Петти, считающимся отцом американского pin-up.

Лидирующие рекламные агенства и компании часто использовали pin-up для своих рекламных компаний, которые продолжались иногда по нескольку сезонов. Кроме того, выходило огромное количество так называемых pin-up-журналов. В 20-х - 30-х гг. такие издания, как Film Fun, Movie Humor, Gay Book, демонстрировали на своих обложках полуодетых звезд кино и шоу-герлс. В 40-х - 50-х гг. большинство журналов подобного рода выпускалось Издательским домом Роберта Харрисона. Такие журналы, как "Beauty Parade", "Wink", "Titter" и другие, пестрели картинками с изображениями неизвестных моделей или культовых фигур типа Betty Page. Решающим моментом в культуре pin-up стали постеры. Эта вставка в середине журнала вынималась и вешалась на стену. Картинку вставляли в раму или вырезали изображение красотки по контуру и крепили на стену.

Рисованный pin-up существовал и развивался параллельно фотографическому pin-up и долгое время эти два направления несоставляли друг другу конкуренции. Компании, производившие каландари, охотно использовали как фотографии, так и рисованный pin-up дла оформления своей продукции. Решающим поворотом от рисованного pin-up к фотографии стал 1964 г., когда фабрикант Пирелли сделал первый фирменный фотографический pin-up - календарь компании. Роберт Фриман (который работал фотографом сБитлз) совместно с арт-директором Деревом Бердсолом разработали календарь, коорый стал поворотом в сторону фотографического pin-up. К середине 70-х гг. почти все американские производителикалендарей перешли на фотографический pin-up, который развился в современные, хорошо известные нам формы.

 

Другие статьи...