PIN-UP или искусство клеить девушек.
Пьный Лев
Навигатор игрового мира

Продолжая тему культур, обошедших Россию стороной, сегодня мы решили поведать вам об еще одном ни на что не похожем жанре с истинно американским названием Pin-Up. Данное явление будоражило Америку в начале XX века, и, по заявлению некоторых критиков, именно оно положило начало американским издательствам, специализирующимся на том, что в быту носит имя "порно". Насколько справедливо данное утверждение мы сейчас попробуем разобраться.

Pin-Up - в широком понимании исторического значения слова это картинка (или вырезка из журнала) с изображением красотки в стиле Мэрилин Монро, клеящаяся на стену (тумбочку, кровать:). Дословный перевод выражения на русский звучит приблизительно как "быстрый завод"; что уж подразумевал под этим человек, давший направлению такое название, остается па ваше усмотрение.

Первые намеки или, правильнее сказать зачатки культуры пин-ап можно увидеть в европейских гравюрах конца XV столетия. В те времена в сознании художника-европейца впервые возникла мысль о том, что женщина - это не просто символ любви, природной красоты и тд. и тп., женщина - это тоже предмет, пусть и одушевленный, портрет которого может радовать глаз на протяжении всей жизни, как и пейзаж в рамке на стене.

То было первое дыхание. Второе по-настоящему революционное, началось в 30-е годы XX века, как это уже было отмечено в Америке. Тогда художником уже двигала отнюдь не тяга к прекрасному. Разразившийся биржевой кризис в начале века заставил журнальные издательства искать новые способы привлечения читателей. По некоторым источникам, журнал Life стал первым, кто решил поместить на свою обложку эротично изогнувшуюся молодую леди с ласковым для глаза намеком на откровенность. Парадокс заключался в том, что между содержанием журнала и его новой обложкой не было абсолютно никакой связи, но тем не менее, тираж журнала значительно возрос. Успех был просто ошеломляющим, народ стал скупать номер за номером вне зависимости от его содержания. Красочные и привлекательные картинки выдирались и прикалывались на стену, все остальное, как правило, отправлялось в урну. Девушки, позировавшие для подобного рода обложек, получили название Pin-Up Girls. Очень скоро стратегию Life переняли другие издания, и тут началась настоящая гонка: чем хуже шли дела у издания, тем откровеннее в своих позах и нарядах станови лись его девушки. Стоит также напомнить, что в 30-40-е годы фотография была практически не развита и все, что радовало глаз красками и оттенками, было исключительно рисованным.

Осмыслив все прелести использования женского тела в рекламных целях к журналам присоединяются компании Coca Cola и Lucky Strike. За счет работы над первой в художественных кругах получают большой успех виртуозы графики Ховард Чендлер Кристи и Чарльз Дэйн Гибсон, начавшие успешное совмещение рисунка с фотографией.

С изображениями девушек пин-апа начинается выпуск открыток и игральных карт с варьирующей ценой от нескольких центов до пары долларов, тираж которых определялся количеством и степенью популярности позирующих моделей. Так например, колода игральных карт Эрла Макферсона "Побеждай, проигрывай или тяни" в 44-ом году разошлась тиражом в 168 тысяч экземпляров. Далее в моду входят настоящие картины от широко тиражируемых до эксклюзивных. На чем собственно и зарабатывают славу такие личности, как Джил Элвгрин и Гарри Экман.

Так появляются первые и самые яркие звезды за всю историю жанра - Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) и Бетти Пейдж (Betty Page), вовсю принимавшие участия как в фото-, так и в киносъемках. Однако, если первая стала ассоциироваться со скромностью и длинными платьями по ветру, то вторая все больше - с откровением, раскрепощенностью в действиях и зачастую - с наготой.

Во многих источниках моду на пин-ап сопоставляют с военными действиями. Действительно, вполне можно предположить, что пин-ап отчасти также являлся и своеобразной гуманитарной помощью с "гражданки" для матросов в дальних изнурительных плаваниях и солдат в душных казармах.

Ближе к 50-м годам мода на пин-ап начинает изживать себя: за 30 лет населению Америки рисованные картинки с запечатленными девицами, прикрывающими свои интимные места "чем под руку попало", порядком надоедают, солдаты и матросы возвращаются домой и женятся. Художникам становится понятно, что старые методы остались старыми методами и для возобновления былой популярности необходимо что-то более новое, более взрывное, более насыщенное. Так появляются журналы на манер Playboy, раз от раза становившиеся все откровеннее и откровеннее. Однако и для них настал момент осознания необходимости "притормозить" и ограничить себя некоторыми рамками. Бог ты мой, какой тормозить, какие рамки нужны для общества, почувствовавшего дьявольски сладкий вкус разврата? Процесс нуждался в продолжении, и он его получил. К 80-м годам сцену почти полностью захватили в свои похотливые сети одни фетишисты...

Существует необходимость отметить, что буквально каждый следующий миллиметр сползающей одежды с тела юной красотки обходился издателям очень и очень дорого, каждый сантиметр рождал новую "кровопролитную революцию". Лента "Народ против Ларри Флинта" как раз повествует о судьбе одного из таких "революционеров".

Пин-ап сегодня - это уже история. Карточка, стоимость которой в далекие тридцатые не превышала и 32 центов, в наши дни оценивается сотнями долларов. Картины - тысячами.

Задаваясь вопросом, что такого особенного дал пин-ап человечеству, получаешь мгновенный ответ - бессмертие. И Мэрилин Монро, и Бетти Пэйдж - секс-символы черно-белых лент и красочных картинок все еще живы, молоды, столь же красивы и эротичны.

Все выше рассказанное мной является лишь беглым обзором настоящей американской культуры XX века. За более детальным ознакомлением прошу следовать по адресу http://www.PinUp.Ru. А мы переходим к небольшому интервью, любезно предоставленному нам руководителем данного сайта Владимиром Калининым.

- Доброго времени, Владимир. Pасскажите пожалуйста о самой культуре, носящей столь оригинальное название Pin-up.

- При зарождении пин-ап о культуре вряд ли кто говорил. Красотка на обложке (упаковке) во все времена была залогом успеха.
Хитрость (особенность) в том, что в те времена (20-30-х гг) никак нельзя было использовать живую модель в столь привлекательном виде, а картинку можно; самое главное - ничего лишнего. Такой же бизнес, как и любой другой.
Но сейчас становится видно, какое влияние оказали мастера пин-ап на развитие современной культуры и рекламы, ведь Ив Сен Лоран в 40-х шил платья, которые рисовали художники в 20-30-х и мода получила новое направление в развитии. Playboy поначалу использовал золотое правило пин-ап "ничего не видно" и поэтому выжил и до сих пор использует тему "Девчонка с соседней улицы". Тему можно продолжать до бесконечности.

- Касательно самого названия Pin-UP, почему-то у меня оно стало рифмоваться с не менее забавным термином "Pick-UP", значение которого также неоднозначно, но более сопоставимо с русскими выражениями "закрутить (завлечь, влюбить в себя) девушку". Как, по-вашему, есть у этих двух терминов что-то общее?

- Да, хитрое у "них" такое слово - UP. В моей практике тоже возникала аналогия, однажды даже сделал на этом рекламу для PinUp ru "PIN-UP -ЭТО КОГДА ДЕВУШКУ ПРИКАЛЫВАЮТ!..".

- Какие, на ваш взгляд, художники и компании внесли наиболее большую лепту в данный вид творчества?

- Из художников, безусловно, самым-самым является Gill Elvgren, а из компаний... Есть легенда, что Coca-Cola первая использовала тему в своей рекламе, эти картинки с удовольствием клеили на стены и в машины.
Но самое большое развитие пин-ап получил благодаря зажигалкам Zippo, на которых были изображения девушек. В 40-х эти зажигалки были у каждого американского солдата, и уж тогда девушки появились везде, где только можно.

- Давайте немного поговорим о сайте. Есть ли у вас команда (офис) и как в ней распределяются роли? Как вам пришла в голову идея создания сайта на данную тему и чем она показалась вам привлекательной?

- Обо всем по порядку. Что относительно команды, то ее нет. Сотворил и веду проект в единственном лице, занимаюсь им в свободное время. Относительно темы. больше всего в ней привлекло то, что, если дизайнеру не лениться, можно обложку (афишу, рекламу, упаковку) сделать и привлекательной, и веселой, а не то, что мы имеем сейчас (к газетному киоску подойдите - посмотрите).
Вот и собрал все лучшее в одно место.

- А как насчет "конкурентов" и их способностей в зоне RU?

- Есть несколько домашних страничек, но не очень богатых, контент, как правило ограничивается несколькими художниками с несколькими картинками. К тому же большинство их создателей путают оригинальный пин-ап с "рисованной эротикой" да еще с такой...!!! - Впору вешать табличку "Детям до 18 не входить".

- Насколько я понимаю, сама тема пин-апа для Запада в наши дни уже не так актуальна. И сегодня она представляет скорее историческую (коллекционную, если хотите) ценность нежели "движимую силу", как это было в начале двадцатого века. Однако для России данное явление ново, и отсюда вопрос: возможен ли рост популярности данного вида искусства у нас в стране? Да и вообще возможно ли возвращение "эпохи" пин-апа?

- Согласен, "историческую", недаром оригиналы на аукционах продаю. Век пин-ап закончился в 60-х с развитием цветной фотографии, на обложках появились живые модели, тогда же грянула сексуальная революция, пуритане отступили, и в итоге имеем массу эротического антиквариата. И нынешнее положение пин-апа только усиливает его притягательность.
А в России популярность растет - очень много рек ламы появилось по мотивам и с использованием оригинальных работ - календари, публикации, фотографы не редко используют данную тему. И мой сайт немало этому способствует, надеюсь :)

- В художественных кругах бытует мнение, что именно такой журнал, как Playboy (а далее и Penthouse) возродил и дополнил пин-ап, угасающий в 50-х годах. Именно он открыл новые темы, краски тона и тени. Не кажется ли вам, что, помимо позитивного влияния на искусство, он также внес в него и некоторый негатив, иными словами развратил его?

- Неизвестно еще, кто кого развратил. Если бы не было пин-апа - Хью Хэфнер издавал бы журнал для домохозяек. Просто общество стало другим, цензура ослабла (под давлением тех же издателей, согласен) и с появлением "живых" фотографий интерес к "трогательным картинкам" ослаб. Тогда появилось направление, которое называем "рисованная эротика". Но на стены ее мало кто вешает:

- Нескромный вопрос финансового плана: что движет вашими стараниями?

- Пока только удовольствие. Зато какое!

- Что ставится в перспективы вашего развития, цели?

- Возможно накоплю денег и успею купить оригинал Варгаса с аукциона на www.playboy.com. О более глобальных событиях говорить пока рано - сайт довольно молод, 1 марта нам стукнет год.

- Довольно малый срок для сайта с такой раскруткой. Ссылки на ваш проект замечались во многих весьма солидных периодических изданиях а вот теперь и мы приобщились.

На этом мы позволим себе закончить сегодняшний разговор. Удачного вам продвижения культуры Pin-Up в народные массы и успешно справить годовщину!

Как человек, волей-неволей проникнутый жанром пин-апа, мне почему-то не хочется верить в утверждения некоторых западных критиков относительно единства столь "чистой" культуры с тем, что сегодня забивает ночные каналы, "задние" сайты и журнальные развалы, прячась под именем "порно". Pin-Up - это искусство не показывать, это искусство лишь намекать. Тем более, как это было отмечено моим сегодняшним собеседником, пин-ап сохранил себя лишь за счет своей с позволения сказать, скромности и "окончился", дотянув до крайней грани в лице журнала Playboy. Спорить бессмысленно, надо просто смотреть и наслаждаться видимостью, кому pin-up, а кому уж, извините, porno.

Другие статьи...